Стихи, написанные специально во всех подробностях для любителей театра и классического балета. О д и н д е н ь т е а т р а. Глава из поэмы «М о я ш к о л а», Ленинград.Сентябрь – 1944 г. Тетради 8 и 9. 180 страниц.(Страницы–119-148.) Пермский и Мариинский театр. По сле- дам пережитого. Психология, переживания и действия танцовщика большой сцены в день премьеры. СУДЬБА В ЛУЧАХ ПРОЖЕКТОРОВ |
1.ПЕРЕД ПРЬЕМЬЕРОЙ. Не позабыть: балетная премьера – «Полусвятые праздники» для нас!, Из лож, галёрки, ярусов, партера И из кулис тревожных сотни глаз Ожгут артиста пристальным вниманьем; Но он готов… он раньше это знал; Он даже т о предчувствует заранье: Где, не сдержась, ему заплещет зал!... Я в «судный день» большого выступленья Побреюсь чисто, гладко подстригусь, Прожив с утра в счастливом нетерпеньи Начать желанный вечер тороплюсь. Как это всё до мелочей знакомо С наивной чушью маленьких примет!, За три часа торжественно из дома Я выхожу на п р а з д н и к, на балет; Т а к глубоко задумавшись о цели, Как будто подвиг сделать для страны Иду; держась у краешка панели Благопристойно с правой стороны (!) Своим причудам веря, - по дорожке Спешу, настрой пытаясь донести; В пути с попом столкнуться, или кошке, Не дай мне Бог, дорогу перейти! Но всё удачно! В добром совпаденьи – Мне ни кота навстречу, ни попа! И я с благим подъёмом настроенья Вступаю в храм содвОрца Петипа! У входа театра сводная афиша; Себя по шрифту бегло узнаю; Однако, шаг умеривший потише, - Перечитал фамилию свою. Вхожу. Всё пусто, тихо по кулисам, Лишь шесть рабочих вносят полотно; В углу балетки «Лебедь», иль «Вилиса» Забыла, бросив стёртые давно. Ещё звонков призывы не трепещут, Ещё артистов нету никого; Но скоро здесь все ярусы заблещут И закипит повсюду торжество!... Я сцены ширь пересекаю косо, К премьере вновь помытую вчера; Огромный задник, скатанный, белёсый, 1. Как анаконду вносят со двора. Да, у рабочих трудностей немало: Им,- нагрузив подъёмы и бруски,- Ещё проверить надо до начала Все галереи, трюм, колосники. Машин, лебёдок разного значенья Немало в театре; - театр как завод, В котором «блок машин и вдохновенья» Неповторимость чуда создаёт! Уже кричат осипло верховые: 2. - Сергей, «не третьем» падугу давай!,3. Крепите так!... - Аркадий! подхватные 4. За горизонт «на женской» выбирай! 5. Всё по повесткам ставится на марки, 6. Ползут штанкеты,- встретясь,- вверх и вниз; 7. Встают на место падуги и арки И образуют ЗАмок из кулис. Привычно мебель ставят бутафоры, По выходам готовят реквизит; (Включив прожектор кто-то из монтёров Прямым лучом по ярусам скользит.) На задник бьют зелёные подсветы, «Прострел» кулис в лучах со всех сторон; 8. И переливы смешанного света Уже зарёй румянят небосклон. Один электрик возится у рампы, Другой спускает медленно софит, Меняет фильтры выцветшие в рамках И в регулятор что-то говорит. Кругами солнц ложатся снопосветы, Вонзили пятна в пол рефлектора, И лижут сцену залитую светом Косым лучом из лож прожектора. Отобразясь от стёкол серпантина 9. Гранёный луч по краю лижет зал… - Такой была обычная картина Пока я сам себя гримировал. * * * А я пришёл, зажёг огни в уборной, - По кругу лампы вспыхли как одна; Гардины ткань повисшая узорно Большим трюмо в углу отражена. В косом трельяже стол гримировальный Повторен трижды дольками стекла; В краях гранёных радугой спектральной Обильный свет ломают зеркала. Взор оживляя разными цветами Их мотыльки везде отражены; Лежит пушистый коврик под ногами, Стоит диван удобный у стены. Под потолком хрусталинки в плафоне Сосулек дождь струят над головой; Тепло, светло, уютно здесь; и в тоне Бежит бордюр обоев круговой … Сажусь к столу. Кладу на уголочек Лигнин, салфетку, лапку, пудру, грим; 10. Не глядя галстук бросил на крючочек: «Ну; как-то с танцем справлюсь я своим?!» Сложив часы на мягкий слой лигнина, Где мыло, свечка и одеколон, Лицо слегка намазав вазелином Я не спеша накладываю тон. В который раз, «танцуя в размышленьи», Знобит тревогой внутренняя блажь, В который раз в застывшем отраженьи Поймавшем мысль, поймал меня трельяж. Лицо как блин, бесцветное как маска, - Тон уничтожил все его черты; Но вот легко втушёванные краски Наводят все оттенки красоты. Легонько веки красным оттеняю И по краям тушую пальцем нос; (Хала Богам, что морда не страдая Для «естества» не требует гумоз!) Вот,полотенце бросив на колени, Открытым глазом в зеркало гляжу, А на другой коричневые тени Привычно средним пальцем навожу. Мне помогает в деле растушёвка, - Ведёт штрихи по линиям лица, Мазок к мазку укладывает ловко И красоту доводит до конца. Затем весь грим запудриваю густо, От лапки пудра облаком летит, И голова, как будто бы капуста Кочном белёсым в зеркале торчит. Так посидев какое-то мгновенье, Чтобы по гриму пудра улеглась - Смеюсь над этим жалким отраженьем С прорезом рта и щёлочками глаз. Но вот бакан вырезывает губы ; 11. Тут толще бровь, там край её ослаб, Сильней блестят жемчужинками зубы, В ресницах стынет точками накрап. 12. Спадают мягко матовые тени, - Одна другой прилежней и нежней; Любуюсь молча этим отраженьем Я красоты классической соей: «Как жаль, что всё искусственно на роже! Сниму свой грим, и с ним исчезнет вновь Накрап ресниц и вылощенность кожи, И эта тонко выгнутая бровь!» Я изучал, в штрихах копаясь мелких, Черты своей искусственной красы; Меж тем, мне «Семь» показывали стрелки, (А было «Пять», снимал когда часы!)… Под смуглой кожей мускулы тугие Разогревает лёгкий экзерсис,- (Тренаж привычный сделал для души я, Держась за брус в последней из кулис.) «Пора!... Уж, верно, публику пускают!» В гримёрных шум: давно ученики По номерам и спискам разбирают И по местам разносят парики. Шатен мой тёмный с мягкими волнами – ( Его блестящий волос как живой!) – Вчера завит гримёром на болване, Теперь висит в углу передо мной. Я не заметил,- в творческие думы Весь погружённый будто бы во сне, Что все мои на плечиках костюмы Уже висят в уборной на стене. - Маруся, Оля!... Будем одеваться!, Я окружён заботою портних; Одеть колет и туфли; зашиваться Легко с сноровкой опытною их! Стою, гляжу, каким-то манекеном, Не шевелюсь, чтоб было им легко; Нагнуться вниз, присесть, согнуть колено Я не люблю, затянутый в трико: Оно должно быть гладко, влито, чисто, Должна лосниться шёлка белизна; ( Не как в толпе у старого хориста, В слоях морщин, как ноги у слона.) Но вот пришиты туфельки у пяток И в десять рук натянуто трико; Ступня как будто в лайковых перчатках,- Скакать легко, упруго, высоко!... Раздался с пульта голос режиссёра И долетел по радио ко мне: - Гримёрный цех! Сигналы будут скоро, Нет никого на женской стороне!... Стучатся в дверь. - Войдите!, это мама; Она, держа с записочкой букет, Премьеры нашей новую программу И стебли роз кладёт на туалет; Меня целует: - Ну, сынок, с премьерой!, Держись! мы будем с Тонечкой смотреть. - Где вы сидите? - Где-нибудь в партере Хотим себе местечко приглядеть; Ведь полон театр! Здесь Вагнер, Лёля, Надя,- Они у входа встретились со мной; Тебе привет!... Уже за дверью глядя Кивнёт мне мать с улыбкой головой … * * * …Звонок, как искра, молнией прорезал!... Кролет играет высверком камней, И на меня садится, будто врезан Он по плечам и талии моей. Люблю тугую крепкую «упряжку»!- Открыта грудь, красивых два плеча, На пояске сверкающая пряжка И облегает талию парча. Как утвердиться в праздничном наряде, Преобразив себя перед людьми, В глазах не только Вагнера и Нади, А всей артиста знающей Перми?! Но краток М и г, создавший «властелина!»… В последний раз я в зеркало гляжу, Чуть разминаюсь и ,как на пружинах По коридору к сцене прохожу … ..Две балеринки: - «Юрка! как красиво!... Ну молодец… Ни пуха, ни пера!»… - Хихикнув, враз лепечут суетливо И вслед глядят, желая мне добра. Я друг для многих в театре мной любимом; Иду и общий чувствую привет; Хоть твёрдо знаю: есть и подхалимы, Льстецы, хвалой лукавящие вслед. Меня в кулисах встретил балетмейстер; Он чисто выбрит, празднично одет: «- Ну, как ты?...вижу; чудно! всё на месте!» - Спешит в партер, волнуясь за балет… «...Где ты сейчас, невольный узник плена, - Родной Отец?...- во мраке и нужде?!»… … В шальных лучах, слепя, сияет сцена, Цветные пятна брошены везде. Сплошной стеной, глухим тяжёлым плюшем Спокойно главный Занавес висит; Он шумы в зале праздничные глушит, Чуть шевелясь, величие хранит. С той стороны весь залитый лучами, В тяжёлых складках, с клиньями теней, Загадкой он стоит перед глазами В скрещённых вкось прожекторных огней… В знакомом гуле, праздничном волненьи Толпы нарядной, пёстрой и живой Смычков и труб нестройные движенья Слышны за толстой «плюшевой стеной»: Здесь флейты свист, там мягкий тембр гобоя, Вот деревянный, вышколенный вздох, Смесь праздных звуков, всех без перебоя; Ударник дробь просыпал, как горох; Своё вступленье пробует валторна Перебираясь точечками нот, Тромбон ревёт под ложей беспризорно, Отрывок темы щупает фагот. Играют сразу все одновременно, Но каждый слышит только сам себя; Из медных кто-то рявкнул вдохновенно, Свой род в оркестре избранно любя; Тараня струны жирными штрихами, Аккорды рвёт мазила-контрабас … …По нишам лож, партеру меж рядами Скользит, прищурясь в дырочку мой глаз: Вон пролезает дама с генералом, В углу старушка дышит на очки, Юнец какой-то смотрит на порталы, В партер вошёл военный без руки. Качая цепь старинного лорнета, Держа его чуть-чуть издалека, Мадам «из бывших» на ухо либретто Читает мужу, сгорбившись слегка; Её величье в позе сохранилось, Полна былым достоинством она; Зато лицо супруга искривилось: (Текст через строчку слышит старина!) Сидит томясь блондинка молодая, Обводит взором ложи и балкон; Толпа поклонниц весело болтая С барьеров вниз свисает с двух сторон. Шумит кружок студентов на галёрке; Мерцает сплошь программок пестрота; И я, ряды прощупывая зорко, Ищу с трудом свободные места. Опять аншлаг. Заносят приставные; Контроль снуёт в проходах всё живей; Закрылись все проталинки пустые,- Всё в пятнах лиц до самых галерей!... Мои друзья повсюду растворились, Не отыскать глазами никого; А вот!...- в партере Надька появилась В сопровожденьи Марка своего! Она в каком-то модном крепдешине, И шёлк волос рассыпался до плеч; В четвёртый ряд садится, в середину, Стремясь к себе внимание привлечь. Меж тесных кресел следом пролезает Её не в меру рослый кавалер; Слегка теснясь, охотно извиняет Его неловкость праздничный партер. Вот утонув, - в толпе размылся тоже; Привстала Надька, отгибая стул; Какой-то резвый юноша из ложи Рукой знакомой девушке махнул… Еврейчик пермский,- холеный, побритый,- Облокотясь на плюшевый барьер Глядит в оркестр, рисуясь нарочито И привлекая ложи и партер. Там билетёрша возится с билетом – Взволнован рядом с нею господин; (Увидел я свободных от балета У нашей ложи наших балерин.) А вон и мама с Тонечкой садятся; (Администратор дал для них места); В смятеньи сердце хочет разорваться – Не жизнь, а сон, фантастика, мечта!... Не передать что в публике творится! Вот это – Т е а т р!...вот это жизнь моя!!! Вверху, внизу, повсюду – лица, лица… Отпрянул вспять от занавеса я! - Тут «сладкий шок» охватит поневоле!... Меж тем, на сцене жизнь на всех парах: Один усердно ноги канифолит, Другой прилежно гнётся в port de вra. Шуршат tendиs, iete летят по кругу, Мелькают все, один перед другим; Там поправляют локоны «Подруги», 13. На туфли робщут, сравнивают грим. А в стороне разучивая вместе Шесть балерин пуантами стучат; На память ритм считает балетмейстер И поправляет позы у девчат. Большой вattemens мелькает по кулисам, Повсюду пара розовеньких ног; В зал торопясь, из оперы актриса Шутя балетный делает прыжок. (Таких поклонниц оперных немало Имеет в театре каждый наш актёр.) …- Поставьте свет!... давайте два сигнала! – Готовит всех ведущий режиссёр. Вокруг шуршат крахмаленные пачки, На белых грудках – розовенький лиф… Прижав слегка, чтоб гримом не испачкать, Я обнимаю девушек своих: Желаю им удачи в выступленьи; Ведь чем к началу ближе – тем страшней! А через миг единое волненье Сроднит нас в мире звуков и огней! Пришла в кулисы, машет чем-то мама, Ладонью взор от света заслоня, - Я подхожу, читаю телеграмму: Одна из дам приветствует меня… Как далеко и вместе с тем так близко Вся эта блажь смятённости моей!, А вот ещё: из публики записка Под коллективной подписью друзей: «Танцуй как Бог средь «своего гарема»,- (Конечно Вагнер блудствует в стихах!) – Чтоб ощутила с гордостью «Богема» Твою победу на своих руках!»… В избытке сил шепчу: «Не подкачаю!», В приливе чувств порывисто дышу… … - Давайте три!...Со сцены! начинаем; Гасите зал!... Маэстро, попрошу!... Все по местам! послали дирижёра!... …- Ну, я бегу! Счастливо, мой родной! - Мне шепчет мать. Ушла она, и вскоре Внезапно гул сменился тишиной; Да, тишиной торжественной как в храме!, Лишь одному артисту этот миг Понятен.- здесь подчёркнутый стихами,- Который так торжественно велик!... Я слышу спешно брошенное: - К чёрту! На возглас вслед: - Ни пуха, ни пера! В пыль канифоль балетками истёрта; Все жмутся к ней, топчась как детвора. Вот взмах руки!... С аккордом увертюры Вдруг сжалось сердце и объял мороз; И пыл моей восторженной натуры Глаза наполнил капельками слёз. Сплошную стену занавес нарушил, - Ломаясь на две; дрогнул и пошёл Сминая складки огненного плюша, Взвив ветерок, чуть-чуть шурша о пол. Внизу дугой трёхцветного накала Открылась рампа. В сумерках за ней Овал знакомый зрительного зала Скрывала мгла слепящая огней. Суд начался!... И не вернуть обратно До этой точки прожитых страниц! Зал в темноте. Белеют только пятна, Повсюду пятна призрачные лиц. Прожектора залили авансцену, Снопы луче метнув под арлекин; 14. Как у лошадок в цирке на арене Стучат «косками» ножки балерин… Но не смотря на то, что представленье Уже пошло и начался балет, - У входа в театр ещё столпотворенье, Попытки с рук достать себе билет. Меж тем, проворный наш администратор Стремясь публичный натиск избежать Удрал в кулисы: - Ужас!...полон театр, Звонят все «блаты», неуда сажать! Кружок девиц ликует в вестибюле, Атаковав гурьбою автомат: - Скорей, девчата!... В шуточку стрельнули Мы два билета чудом у ребят! Два лейтенанта бились понапрасну, (Уже к концу подходит первый акт), Переглянулись молча и согласно: - Отбой? - Отбой! - В кино? - В кино! - Ну факт! - Бойцов, куда вы?- крикнул как нарочно Им вслед из театра выскочивший друг; - В кино! А что… билеты есть? - Ну точно! У замполита выхватил из рук!... Меж тем, закон природы неизменный, Как в каждом театре, царствовал давно: В переживаньях - зрителей со сценой Объединять умевший заодно … 2. ЗА ОГНЯМИ РАМПЫ В фойе в антракте говор оживлённый; Толпа бродя колышется слегка; Ласкают взор в красивое влюблённый – Причёски, лица, туфли и шелка. Галдят, делясь последним впечатленьем; Струёй духов овеян коридор; В руках программок, сумочек движенье; Тут – смех друзей, там – общий разговор. Но есть и те, кто в мягких креслах зала То там, то здесь виднеясь по рядам, Не выходя, откинувшись устало, Бездумно в зал глядит по сторонам… Меж тем, по кругу двигаясь нарядно Все вновь втекают в ярусы и зал. Ждут третий акт; где яркий и парадный Традиционный – праздник, свадьба, бал… Н о в о т и о н!... Огнём горю; невольно Сжимает сердце сладостная боль; На выход встал; но вновь непроизвольно Ещё разок я лезу в канифоль. Ведь вот сейчас, с е й ч а с, через мгновенье – Всего себя, все силы, весь запал Забвенно я всё выплесну на сцене – В с ё. чем я жил, что вымучил и ждал! Уже остались считанные такты! - Нет отступленья!!! сковывает дрожь; Но миг… другой…- и весь я собран как-то, И уж ни дум, ни чувств не разберёшь!... Не объяснить к а к вылетел на сцену! – Простор, свобода, лица и огни!... Аплодисменты кратки и мгновенны, Но сквозь оркестр доносятся они. У лёгких ног все мускулы «под током», Темнеет в дымке с ярусами зал, В глаза лучи ударили потоком, Дугою брошен рамповый накал. Сошлись глаза биноклей и лорнетов, Десятки лиц взирают из кулис!! Пучок слепящий срезанного света Прожектора из лож бросают вниз: Они зеркальным фокусом наводят В любую точку пристальный подсвет; Как два меча врезаются и ходят Их два луча, скользящие вослед. Из верхних лож высвечивают «чистым»; 15. ( О, в этом я спокоен быть могу: За мной следят друзья-прожектористы, Сместив «на узкий» Вольтову дугу.) Запретный путь за « Линиею красной»!, 16. ( В прожекторах не видно ни черта! ) – Мелькает вкось угрозою напрасной, Обрывком мысли «Красная черта»; Её iete легко перелетело, Двойной прыжок «пружинит» высоко; Предельно в танце собранному телу – В просторе сцены ловко и легко! Горит земля! и ног переплетенье - Едва-едва коснулось половиц; Ложится боком рампа на мгновенье, Летит партер в туманных пятнах лиц; Мелькает всё!... и слышишь и не слышишь Родной оркестр, бросаясь сгоряча: Вот замирая в воздухе не дышишь, И словно держат узких два луча! До дна, до сердца страстью обуяло… По сцене ноги с лёгкостью несут; Аплодисменты зрительного зала, С оркестром слившись,- вынесут…спасут!... Уже я ясно чувствую победу! – И тут прилив удвоившихся сил Каким-то сплавом ярости и бреда Объял меня, и сцену заразил! Крутого танца мужество и волю Ещё не всю я в технике донёс: Ещё мелькают пятна канифоли, Ещё сжигают пламень и мороз! – qrand-piroиetteа,а быстрое мельканье Пошло в свои законных- «Тридцатьдва»; Десятый вновь сорвал рукоплесканья, Лишь остаётся в точке голова… 17. Уж ничего не вижу и не слышу, - Верчу, чтоб ветром било от ноги; Вокруг огни разбросанные пишут Цветных полос замкнутые круги… ………………………………………………………. …Поддержка зала занавесом смята; Я за него на рампу выхожу…- «Спасибо вам, поклонницы-девчата! На вашу блажь я слов не нахожу!»… …В глаза о д н а запала,- в крайней ложе!, «Да я вас в с е х готов озолотить!»… Таких минут воистину не сможет Ничто в душе артиста заменить! Здесь не тщеславья жалкого мгновенье,- Оценка здесь за долгие года: Служенья Сцене, поиск, вдохновенье И героизм забвенного труда!... Пускай своя у каждого планида, Пусть не оставлю яркого следа; Но жить, так жить!, чтоб прошлому с обидой Не выносить упрёка никогда! … Но зал зовёт!... Смущённый балетмейстер Во тьме кулис упёрся меж колонн, Но мы его вытаскиваем вместе На авансцену,- залу на поклон. Он суетливо кланяется ложам, Выводит нас вперёд, благодарит; И дирижёр, проделывая то же, Склонясь к оркестру встать ему велит… Спектакль окончен. Выйти не давая, На сцене нас удерживает круг: Друзья смеются, плачут, обнимают, Восторг, пожатье дружеское рук. Всё позади. Я счастлив беспредельно! Момент минут таких неповторим!, Труд был большим, забвенным, самоцельным; Пот покрывает капельками грим. И мама здесь!... Из зала торопливо Пришли она и Тонечка вдвоём; Целую их,- взволнованный, счастливый; Лишь нет Отца на празднике моём! … Кулисы все как будто бы надели Какой-то новый праздничный наряд; Теперь я буду целую неделю Воспоминаньем счастлив и богат; Мне будет всё приветливым казаться, Назавтра в театр приду я, и опять - На знак привета буду улыбаться, На поздравленья встречных отвечать. Пока же я, передавая маме Под ноги мне упавшие цветы, Опять в уборной перед зеркалами Снимаю след искусной красоты. Немного жаль! Уж если не навеки, - Хоть на денёк остаться бы таким!, Но вазелин всё - губы, щёки, веки Смешал в одно, и мой снимает грим… …Фасад огни приветливые тушит, Бежит домой последний лимузин; В балетках старых медленно из душа Я через сцену шлёпаю один. Иду, верчу мочалку из рогожи, Край полотенца свешен за спиной, Халат с заплатой (!)… девочкам из ложи Здесь в самый раз увидеться со мной! Они у театра ждут, и спорят бурно, Как после каждых празднечных премьер… В кулисах мрак; времянкою дежурной Освещены и сцена и партер. Поверить трудно: только что блистала Здесь жизнь, стеной огней озарена! И вот все кресла зрительного зала Пусты. мертвы, повсюду тишина. Полуоткрытый занавес к подзору Уходит в сумрак, нем и недвижим; Слышны шаги, - в каком-то коридоре Идёт пожарный с сменщиком своим. А мы втроём с актёрского подъезда Выходим, - мама, Тонечка и я; Ночь… никого!... окончены разъезды… ( Нет,- ждёт одна поклонница моя. ) Но мы уходим!... Вдумчиво и строго Про каждый шаг в вариации своей Я продолжаю спрашивать дорогой Про лёгкость туров, технике моей?!... Сияет ночь. Над миром небо чисто, Волненье, труд, тревоги - за спиной!!! Она, как сон, как чудо – жизнь артиста – Живёт судьбой своею неземной! …Неторопливо тянется дорога, И счастья в мире большего мне нет! – Жена и Мать со мной шагают в ногу, Во тьме белеет Тонечкин букет … Л е н и н г р а д. 24 сентября – 1944 г. |